| Чт, 26.02.2015, 14:18 | Сообщение # 1
|
stas09286
Постов: 3
ОК |
Данное зарядное устройство автоматически отключается от электросети при достижении напряжения, соответствующего полностью заряженной батарее, а при снижении ее напряжения до заранее установленного уровня автоматически подключается к электросети для дозарядки батареи. Цикл разрядка-зарядка повторяется до тех пор, пока зарядное устройство не будет отключено от электросети вручную. Устройство работает в автоматическом или ручном режимах. В среднем положении переключателя SA2 оно отключено от сети переменного тока.
Вторичная обмотка сетевого трансформатора Т1 имеет отводы, позволяющие устанавливать переключателем SA2 напряжение в пределах от 10 до 19 В эффективного значения. Выпрямитель собран на диодах VD1—VD4, включенных по мостовой схеме. Двухступенчатый делитель напряжения R1—R4, стабилитрон VD5, транзисторы VT1—VT3, электромагнитное реле К1 с шунтирующим диодом VD6 образуют электронный блок автоматического включения и отключения устройства от электросети переменного тока. Устройство в целом работает следующим образом. Электронный блок автоматики (А1) питается от подключенной к нему аккумуляторной батареи. При напряжении батареи выше заранее установленного резистором R2 уровня (например, 12,8 В), стабилитрон VD5 открыт и пропускает ток, транзистор VT1 открыт, а транзисторы VT2 и VT3 закрыты. Электромагнитное реле К1 в это время обесточено, его контакты К1.1 разомкнуты, а нормально замкнутые контакты К1.2 замыкают накоротко (через кнопку SB1) переменный резистор R4. Электронный блок находится в ждущем режиме. С течением времени напряжение на аккумуляторной батарее постепенно понижается. При снижении напряжения до 12,8 В стабилитрон VD5 закрывается и перестает пропускать ток, в результате закрывается транзистор VT1, а транзисторы VT2 и VT3 открываются. Реле К1 при этом срабатывает, контактами К1.1 подключает устройство к электросети переменного тока, а размыкающимися контактами К1.2 включает последовательно в делитель напряжения переменный резистор R4, что увеличивает порог открывания стабилитрона VD5 до 14,5 В. Теперь зарядное устройство остается подключенным к электросети переменного тока, начинается зарядка аккумуляторной батареи. По мере зарядки батареи напряжение на ней постепенно увеличивается и при достижении заранее установленного предела (например, 14,5 В) стабилитрон VD5 открывается сам и, пропуская ток, открывает транзистор VT1. Транзисторы VT2 и VT3 закрываются, реле К1 обесточивается, его контакты К1.1 отключают устройство от сети переменного тока, а контакты К1.2, замыкаясь, вновь замкнут резистор R4 и этим переключат делитель напряжения R1—R4 на порог закрывания стабилитрона VD5 на 12,8 В. Отключившись от электросети переменного тока, зарядное устройство будет находиться в ждущем режиме до тех пор, пока напряжение на аккумуляторной батарее снова не понизится до 12,8 В. Далее цикл разрядка-зарядка батареи повторяется. В случае необходимости подзарядки батареи в автоматическом режиме при напряжении на ней в пределах 12,8...14,5 В нажимают кнопку SB1. Теперь в делитель напряжения включается последовательно переменный резистор R4 и порог открывания стабилитрона VD5 возрастает до 14,5 В. В выпрямителе вместо диодов Д242 (VD1—VD4) можно использовать диоды серий Д243, Д244 и любые другие с прямым током не менее 6 А и обратным напряжением не менее 25 B. Диод Д226Д (VD6) можно заменить на любой другой этой же серий или на КД503А, КД521 с любым буквенным индексом. Стабилитрон Д818Д можно заменить на другой этой же серии или на Д814Б, но такая замена приведет к ухудшению температурной стабильности электронного блока автоматики. Транзисторы МП42Б (VT1—VT2) можно заменить на КТ203А, Б, КТ207А, МП20А, Б, МП21А — Е, МП116, а КТ608А (VT3) на КТ603А, КТ605, КТ615, КТ617 с любыми буквенными индексами. Реле К1 должно быть на напряжение срабатывания 10...12 В и с контактами, рассчитанными на коммутирование переменного тока не менее 0,4 А при напряжении 220 В, например РВМ-2С или РВМ-2В. Из малогабаритных реле можно рекомендовать: РЭС22 (паспорт РФ4.500.129), РЭС32 (паспорт РФ4.500.341), РЭС47 (паспорт РФ4.500.409), РЭС48 (паспорт РФ4.590.202). Настройку электронного блока производят в такой последовательности. Не подключая зарядное устройство к сети переменного тока, на его выходные зажимы подают напряжение постоянного тока, регулируемое в пределах от 10 до 16 В. Движки переменных резисторов R2 и R4 устанавливают в среднее положение, а переключатель SA1 в положение «Автомат». Уменьшая напряжение внешнего источника постоянного тока до 12,8 В, резистором R2 добиваются срабатывания реле К1. Затем напряжение внешнего источника увеличивают до 14,5 В и резистором R4 добиваются отпускания реле К1. Эти операции повторяют несколько раз, добиваясь чёткого срабатывания и отпускания реле К1 при заданных напряжениях. После этого автоматическое зарядное устройство готово к работе.
Схема, её описание и настройка взяты из статьи К. Казьмина журнала "В помощь радиолюбителю" №98.
|
|
| Сб, 28.02.2015, 11:16 | Сообщение # 2
|
lecompt1221
Постов: 5
Х |
Спасибо за интересную схему
|
|
| Сб, 28.02.2015, 13:41 | Сообщение # 3
|
stas09286
Постов: 3
ОК |
lecompt1221, всегда пожалуйста) Схема довольно надёжна и проста, как показывает опыт.
|
|